В помощь педагогу
Интерактивное оборудование
Интерактивное оборудование – это комплекс элементов, который может гармонично взаимодействовать с другими элементами или с человеком. Такой процесс называется информационным обменом данных. Как правило, использование интерактивного оборудования возможно встретить во многих отраслях жизнедеятельности человека. Наиболее частое его применение встречается в учреждениях образования. Это связано с тем, что посредством использования современного интерактивного оборудования, например, интерактивная доска или интерактивный стол, становится возможным максимально эффективно донести информацию до обучающегося, более развёрнуто её представить и заинтересовать. Потому при организации различного рода мероприятий наиболее часто используют различное интерактивное оборудование.
I. ИНТЕРАКТИВНОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА
Требования к интерактивной панели
- Интерактивная панель с инфракрасной технологией и встроенным ПК, поддерживающим работу в двух операционных системах (ОС) – Windows и Android. Панель должна иметь антивандальное покрытие, с минимальным значением 7 (кварц) по шкале Мооса. Возможность одновременной работы по касаниям: распознавание не менее 10 касаний. Наличие USB 2.0 не менее 4; USB 3.0 не менее 2.
- Форм-фактор дисплея – встроенный, тип дисплея – LCD, соответствие стандартам – VESA FDMI, технология подсветки – Direct LED или Edge LED, технология дисплея – TFT активная матрица, размер видимого изображения по диагонали – не менее 165 см (65") и не более 191 см (75"), разрешение экрана не менее – 1920×1080, формат изображения 16:9 или 16:10.
- Форм-фактор панели – моноблок.
- Срок службы при непрерывной работе – не менее 30 000 часов.
- Масса – не более 90 кг.
- Встроенный модульный ПК для ОС Windows: процессор – Intel, четырехъядерный 3,2 ГГц, 5Мб кэш или аналог; модуль оперативной памяти (ОЗУ) – 4 Гб; жесткий диск – HDD не меньше 500 Гб, 5400 об/мин и выше; видеоадаптер – интегрированный либо дискретный с поддержкой HDMI.
- Встроенный модульный ПК ОС Android: процессор – ARM Cortex A9 или аналог; модуль оперативной памяти (ОЗУ) – 512 Мб; модуль постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) – 4 Гб; звуковой адаптер – интегрированный; сетевой адаптер – интегрированный, 100/1000 Мбит/с, UTP, LAN: Gigabit Ethernet (RJ45); модуль беспроводной связи Wi-fi – с обязательной поддержкой стандартов: IEEE 802.11a/n.
- Программное обеспечение – предустановленная Microsoft Windows, а также пакет Microsoft Office, приобретаемый в рамках программы Enrollment for Education Solutions.
- Гарантийное обслуживание – не менее 24 месяцев. Должно предусматриваться послегарантийное обслуживание, наличие сертифицированных центров в Республике Беларусь.
- Аксессуары (в комплекте) – не менее 3 маркеров для работы на интерактивной панели, пульт дистанционного управления, USB-флэш с драйверами, кабели для работы.
- Для размещения интерактивной панели необходимо использовать стенд (стойку) заводского исполнения, который должен иметь высокие эксплуатационные характеристики, а также обеспечивать надёжное и безопасное размещение интерактивной панели с диагональю экрана не менее 165 см (65") и не более 191 см (75") и массой до 90 кг; возможность изменения высоты расположения от нижнего края экрана панели до пола в диапазоне от 0,7 до 1 м. Стенд (стойка), а также защитно-декоративное покрытие, выполняются из негорючих и не распространяющих горение материалов. Материал основных несущих элементов стенда (стойки) – сталь. Используемые пластиковые элементы должны выполняться из негорючих материалов, препятствующих распространению горения и не выделяющих вредных соединений под воздействием высоких температур. Стенд должен быть оборудован поворотными колёсами диаметра не менее 70 мм со стопорами для легкого перемещения и регулировки положения, а также иметь полки либо отсеки для хранения материалов и аксессуаров.
Требования к проекционному оборудованию
- Мультимедийный проектор: тип матрицы – LCD, разрешение – XGA (1024×768), световой поток – 2500 ANSI lm, контрастность – 2000:1, ресурс лампы – не менее 3000 часов, соотношение сторон – 16:9, интерфейс подключения – VGA, HDMI.
- Экран – установка – на штативе, соотношение сторон – 16:9, размеры рабочей области – 221×124,5 см, 100 дюйм.
- Интерактивная доска: размер – 75 дюйм, тип интерфейса подключения - USB 2.0, длина кабеля не менее 5 м, комплектация (должно быть включено) – оборудование для настенного или напольного использования и электронный маркер.
- Программное обеспечение – русифицированное, обеспечивает работу в операционной системе Windows, имеет руководство пользователя.
Требования к компьютеру педагога
- Системный блок: процессор с системой охлаждения – Intel 6-го поколения, 6Мб кэш или аналог; системная (материнская) плата – чипсет в соответствии с требованиями процессора, для корпуса «полноразмерный» ATX; модуль оперативной памяти (ОЗУ) – 8 Гб, параметры в соответствии с требованиями материнской платы; жесткий диск – HDD не меньше 1 Тб, 5400 об/мин и выше; видеоадаптер – дискретный не меньше 1024 Мб, 256-bit GDDR5; устройство чтения/записи компакт-дисков – DVD+/-RW; звуковой адаптер –интегрированный; сетевой адаптер – интегрированный, 100/1000 Мбит/с, UTP; блок питания с системой охлаждения – мощность не меньше 500 Вт, параметры в соответствии с требованиями оборудования; корпус системного блока – полноразмерный АТХ, с двумя разъемами USB и аудиоразъёмами (для наушников и микрофона) на лицевой панели; модуль беспроводной связи Wi-fi – внешний либо интегрированный в системную плату.
- Внешние аксессуары: монитор – 19.5 дюйм LCD, 1920×1080; клавиатура –проводная, USB, русский/латинский раскладка; манипулятор типа «мышь» –проводная, USB, оптическая, с ковриком; колонки – акустическая система 2.0; наушники с микрофоном – с регулятором громкости и кнопкой отключения микрофона.
- Программное обеспечение: операционная система – предустановленная Microsoft Windows; пакет Microsoft Office – приобретаемый в рамках программы Enrollment for Education Solutions.
- Принтер: технология печати – лазерный; формат листа – A4 (210×297 мм); скорость печати – 20 стр./мин; ресурс картриджа – не менее 1500 страниц; дополнительный картридж – не менее 1500 страниц.
- Сканер: формат листа – A4 (210×297 мм); разрешение – 2400×4800.
- Веб-камера: количество точек матрицы – 1,3 Мп; длина кабеля – 1,5 м; разрешение снимка – 1024×768; количество кадров в секунду – 30 кадров/с.
- Многофункциональное устройство: формат листа печати и сканера – A4 (210×297 мм); скорость печати – 20 стр./мин; разрешение сканера – 1200×600.
- Сменный (внешний жесткий) диск – HDD не меньше 1 Тб, 5400 об/мин и выше, интерфейс подключения USB 3.0.
- Портативный (мобильный) компьютер: размер диагонали экрана – не менее 10”, разрешение не меньше 1366×768, матовый экран; 4-х ядерный процессор с низким энергопотреблением Intel Atom Z3735F или аналогичный; не менее 2 Гб оперативной памяти; встроенный диск не менее 32 Гб; поддержка Wi-fi; поддержка Bluetooth; количество USB портов не менее 2-х; возможность расширения дискового пространства за счёт внешних карт памяти без использования переходником и с отсутствием выступающих частей в интегрированном состоянии; наличие встроенных колонок, встроенного микрофона и камеры разрешением не менее 1,8 Мп; наличие аудиоразъёмов для подключения наушников и микрофона; видеовыход HDMI/miniHDMI/microHDMI (любой); размер АКБ не менее 10000 мА×ч; предустановленная Microsoft Windows, а также пакет Microsoft Office, приобретаемый в рамках программы Enrollment for Education Solutions.
- Беспроводной маршрутизатор: беспроводная связь – 1 порт 10/100BASE-TX Ethernet WAN, 802.11g Wireless LAN; LAN-порты – 4 порта 10/100BASE-TX Ethernet LAN; дополнительно – межсетевой экран с поддержкой SPI DoS.
II. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧЕБНОГО КОНТЕНТА ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
Психолого-педагогические аспекты
При подготовке учебного контента (интерактивные конспекты, мультимедиапрезентации и т.п.) необходимо учитывать:
- общедидактические принципы подготовки учебных материалов;
- психологические особенности восприятия информации с экрана и на печатной основе;
- эргономические требования представления информации на экране и бумажном носителе.
Одновременно следует стремиться максимально эффективно использовать возможности, предоставляемые современными образовательными информационными технологиями.
Мотивация
Необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учащимися. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки учащегося, а также качество представления учебного контента не оправдывает его ожиданий. Необходимо учитывать, что современные учащиеся живут в активной (агрессивной) информационной среде, в период гиперактивного технического прогресса. Большинство имеют неограниченный доступ к компьютерам, Интернету, являются активными участниками сетевых сообществ.
Постановка учебной цели
Цели и задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в ходе урока. Учащийся должен не просто узнать очередную порцию информации, а научиться делать что-то новое. Цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. Стоит ставить достаточно сложные цели (предполагающие усилия), но при этом они должны быть достижимыми. Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не количества проделываемой работы. Цель должна быть выполнима в определенном временном измерении.
Создание предпосылок к восприятию учебного материала
Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства, памятки, опорные схемы, аудио- и видеоматериалы, методические пособия, картинки, таблицы, карточки с заданиями, игрушки и т.д.), входящие в комплект учебника или подготовленные самим преподавателем.
Подача учебного материала
Форма и метод подачи материала определяются в зависимости от решаемых учебных задач. Важной задачей является корректное оформление порций учебного материала (слайд, кадр, страница конспекта и т.д.), выводимых на монитор или поверхность интерактивного оборудования.
Общая структура учебного контента
Начало (знакомство). Титульная страница (наименование учреждения образования, тема урока, фамилия, имя, отчество, учёная степень, звания и другие титулы учителя). Далее страница с содержанием или целями и задачами урока.
Основное содержание урока. Изложение нового материала, задания для фронтальной и самостоятельной работы, материал для повторения и т.д. Важно следить за тем, чтобы содержание страниц учебного контента обеспечивало достижение поставленных целей урока.
Завершение урока. Страницы, содержащие заключение (выводы), вопросы для самоконтроля, перечень рекомендуемой литературы, домашнее задание, полезные ссылки и т.д.
Общие рекомендации по оформлению страниц учебного контента
Параметр |
Рекомендации |
Стиль |
- соблюдение единого стиля оформления - избегание стилей, которые будут отвлекать от содержания урока - вспомогательная информация не должна преобладать над основной - использование на всех страницах одинаковый стиль оформления (рамки, разделительные линии, размещение заголовков и др.) |
Фон |
- фон должен быть однотонным - лучше использовать один фон для всех страниц (исключения: титульная и заключительная) - лучше использовать светлые холодные тона - если необходимо имитировать традиционную меловую доску, то можно использовать темно-зеленый или темно-коричневый цвет фона (при этом цвет основного текста должен быть белым) - не рекомендуется использовать красный фон (только в исключительных случаях) |
Использование цвета |
- на одной странице рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста - лучше использовать для фона и текста контрастные цвета - необходимо обратить внимание на цвет гиперссылок (до и после использования) |
Анимационные эффекты |
- допускается использование анимации для акцентирования, привлечения внимания к информации на странице - не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания страницы - на одной странице можно использовать не более одного эффекта - не следует применять «движущиеся» строки по горизонтали и вертикали |
Общие рекомендации по представлению информации на страницах учебного контента
Параметр |
Рекомендации |
Содержание информации |
- использование коротких слов и предложений - минимизация количества предлогов, наречий, прилагательных - заголовки должны быть короткими и простыми - заголовки должны привлекать внимание учащихся |
Расположение информации |
- предпочтительно горизонтальное расположение информации - наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана - если на слайде располагается графический объект (рисунок, фотография и т.п.), надпись должна располагаться под ним |
Шрифты |
- для заголовков – не менее 22 - для основной информации не менее 18 - шрифты без засечек легче читать с большого расстояния (Arial, Tahoma, Verdana и т.п.) - не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов в одном учебном контенте, тем более на одной странице - для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив, другой цвет букв или подчеркивание - не рекомендуется злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных) - не следует использовать узкое и (или) курсивное начертание шрифта для основного текста |
Способы выделения информации |
использование средств выделения для акцентирования внимания учащихся на ключевых моментах (понятиях, объектах): - рамки, границы, заливка - штриховка, стрелки - рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов - не злоупотреблять средствами выделения информации |
Объем информации |
- не стоит заполнять страницу большим объемом информации: единовременно можно запомнить не более двух-трех (в старших классах – не более четырех) фактов, выводов, определений - передача одной мысли в одной строке - в каждой строке должно быть максимум 6 слов (40 символов) - на одной странице должно быть не более 4-7 строк текста, без учета заголовков - в списках должно быть не более 5-6 элементов - наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждой странице - количество страниц с текстовой и/или знаковой информацией не должно быть больше 15-20% общего количества страниц учебного контента (без учета динамических видеоматериалов) |
Виды |
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды страниц учебного контента: - с текстом; - с таблицами; - с диаграммами; - с графиками; - с рисунками и фотографиями. |
Общие рекомендации по оформлению графического материала страниц учебного контента
- создание изображений соответствующих той информации, которую необходимо передать;
- создание простой графической информации (отсутствие «экранных головоломок»);
- отсутствие изображений, отвлекающих от содержания урока;
- использование наиболее реалистичных и достоверных изображений (моделей) реальных объектов, явлений, а также наиболее точных карт;
- использование рисунков для упрощения восприятия информации («…лучше один раз увидеть…»).
Общие рекомендации по оформлению диаграмм и графиков на страницах учебного контента
- диаграммы и графики должны быть простыми и понятными, отсутствие пересекающихся линий (пучков), стрелок и т.п.;
- ограничение объема отображаемой информации, сложные диаграммы демонстрируются фрагментами на отдельных страницах;
- использование встроенных надписей, поясняющих стадии или уровни диаграмм;
- отсутствие сокращений, если они ясно не определены;
- выделение различных частей диаграмм разными контурами, символами или цветом;
- отличие линии графика и линии страницы (линии страницы должны быть светлее и тоньше, чем те, которые несут количественную информацию на графике);
- минимизация применения на странице с графиком (диаграммой) вспомогательных (оформительских) меток и символов;
- единый стиль для диаграмм и графиков всего учебного контента;
- подбор сложности диаграмм в соответствии с уровнем подготовки учащихся.
Основные рекомендации для подготовки табличных данных
- таблицы должны быть простыми (большое количество информации мешает их пониманию);
- каждая колонка таблицы снабжается заголовком, позволяющим понять ее содержание;
- выравнивание текста в колонке лучше сделать «по левому краю»;
- выравнивание числовых данных в колонке лучше сделать «по центру» или «по правому краю»;
- осторожность с использованием линий, избегание выделения линиями всех колонок и строк таблицы (разделение линиями только нужные для привлечения внимания);
- выделение итоговых элементов (строки/колонки);
- избегание использования таблиц с продолжением на следующих страницах;
- использование для выделения цвет шрифта или фон ячейки;
- использование рисунков и пиктограмм в качестве значений для повышения наглядности.
Оценка
В ходе работы с компьютером или у интерактивного оборудования учащиеся должны знать, как они справляются с учебным материалом. Наиболее важным является организация коммуникаций «учитель – ученик».
При создании учебного контента нужно дополнительно учитывать специфические принципы использования образовательных информационных технологий:
- распределять материал на известные ступени и небольшие законченные части (порции учебного материала);
- указывать на каждой ступени отдельные части последующего материала (анонс) и, не допуская существенных перерывов, приводить из него данные для возбуждения любознательности учащегося, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере;
- формировать и выстраивать материал таким образом, чтобы при изучении нового повторялся изученный.
Учебный контент с использованием интерактивных и мультимедиатехнологий позволяет удобно и наглядно представить учебный материал. Применение даже самых простых графических средств (рисунки, схемы и т.п.) является чрезвычайно эффективным инструментом.
Типы организации учебного контента
Различают несколько типов организации учебного контента. В контексте данного обсуждения будут рассмотрены два: «со сценарием» и «интерактивный». Материал учебного контента «со сценарием» заранее спланирован и организован, предполагает изучение в заданной последовательности. Такой тип учебного контента – хороший способ организовать процесс представления информации на уроке. Материал можно отрепетировать заранее, чтобы обеспечить его наилучшее представление и усвоение. При изложении материала следует выделить несколько ключевых моментов и в ходе демонстрации время от времени возвращаться к ним, чтобы осветить вопрос с разных сторон. Это гарантирует должное восприятие информации вашими слушателями. Не бойтесь повторить свою мысль, если хотите, чтобы ее усвоили.
Формы и место использования учебного контента на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
- при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать его наглядными средствами, особенно выгодно показывать динамику развития какого-либо процесса;
- при закреплении новой темы;
- для проверки знаний (компьютерное тестирование) – самопроверка и самореализация, стимул для обучения;
- для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам;
- при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов;
- при решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану;
- средство эмоциональной разгрузки – во время проведения блочных уроков или длительных консультаций перед экзаменами можно продемонстрировать видеозаставки экспериментов или мультфильмы.
К недостаткам можно отнести сложность изменения материала (при необходимости) в режиме «он-лайн» (в процессе доклада, урока и т.д.).
В «интерактивном» учебном контенте, дополнительно к описанным выше достоинствам, реализована возможность выбора, как способа изучения учебного материала, так и степени сложности и (или) подробности изложения материала. Важно отметить, что адаптация может происходить как автоматически (на основе данных об уровне подготовленности учащегося), так и в ручном режиме (самим учащимся или преподавателем). Данный тип позволяет индивидуализировать обучение, реализовать персональные «экскурсии» по учебному материалу и его изучение. Интерактивный учебный контент — это диалог между компьютером и человеком, в котором человеку предоставляется возможность искать и находить для себя информацию самостоятельно, по мере необходимости.
III. ПОДГОТОВКА К УРОКУ
Создание интерактивного учебного контента
Универсальный план подготовки интерактивного учебного контента, который будет полезен при подготовке к урокам.
- сформулировать тему урока;
- сформулировать цели и задачи урока;
- разработать структуру урока:
этапы,
виды деятельности учащихся на уроке,
виды контроля на каждом этапе урока;
- определить набор оборудования и программного обеспечения для проведения урока;
- определить содержание урока и подобрать:
демонстрационный материал (текстовый, графический, звуковой, видео и т.п.),
материал для практических работ,
материал для самостоятельной работы,
контрольно-измерительные материалы,
дополнительный, справочный материал,
ссылки на источники информации и литературу;
- оформить учебный контент;
- провести его просмотр, при необходимости отладку.
В учебном контенте не должно быть ничего лишнего. Каждая страница (слайд, кадр и т.д.) должна представлять собой необходимое звено и работать на общий результат урока. Учебный контент должен быть максимально доступным и композиционно целостным. Для демонстрации на одном уроке нужно подготовить примерно 15-25 слайдов в зависимости от наполнения и сценария использования (показ одного слайда занимает 1-3 минуты, плюс время для ответов на вопросы или выполнение практических заданий).
Знакомство с инструментарием
Для начала работы над интерактивным контентом необходимо запустить соответствующее специализированное программное обеспечение для интерактивного оборудования. Для этого необходимо нажать маркером или мышью на иконку программного обеспечения.
Основные (наиболее часто используемые) инструменты на панель быстрого доступа к инструментам. При подготовке конспекта используются инструменты работы со страницами, некоторые из инструментов создания примечаний, инструменты работы с текстом и специальный инструмент Галерея.
Пользователь может разместить на панели инструментов те инструменты, которые чаще всего использует, предварительно настроив панель быстрого доступа.
Создание страницы
Прежде всего создается пустую страницу, которая будет первой в конспекте урока. На ней следует разместить название темы урока.
Для создания и настройки страниц конспекта предусмотрен набор инструментов работы со страницами.
После создания страниц в процессе подготовки к уроку можно добавлять объекты, создавать ссылки, сохранять страницы и т.д.
IV. ЛИТЕРАТУРА
Список литературы по вопросам использования интерактивного оборудования в образовательном процессе
1. Рабинович П.Д., Баграмян Э.Р. «Практикум по интерактивным технологиям», 2015 – 99 с.
2. Горюнова М.А., Семенова Т.В., Солоневичева М.Н. «Интерактивные доски и их использование в учебном процессе», 2013 – 336 с.
3. Брыксина О.Ф. «Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс», 2013 – 111 с.
4. Калитин С.В. «Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах», 2013 – 192 с.
5. Брыксина О.Ф. «Интерактивная доска в начальной школе», 2012 – 160 с.
6. Иванова, И.И. Методические рекомендации по использованию интерактивной доски в учебном процессе / И.И. Иванова ; под ред. Е.М. Ганичевой. Вологда, 2012 – 32 с.
Педагогический дизайн
«Педагогический дизайн» (instructional design) берет свое начало от термина «образовательные технологии» (instructional technology), который изначально имел более технический уклон. Под образовательными технологиями понимались различные медиа. В образовательный процесс стали внедрять технические новшества, например, фильмы, презентации, видеоуроки. Отсюда пошло визуальное движение в педагогических технологиях, лозунгом которого было «видеть опыт», в противовес классическому, где вся информация передавались только через уста педагога или тексты в книгах.
То есть педагогический дизайнер создаёт визуальное оформление для учебных материалов?
Нет, у педагогического дизайнера задача гораздо шире — спроектировать содержание всего учебного курса, основываясь при этом на методических принципах и подходах.
Педдизайнер решает, какой учебный контент войдёт в курс, какой у этого контента будет уровень сложности, в каком порядке учебные темы будут следовать друг за другом и в каком формате их подать (видеоуроки или тексты, синхронные занятия или асинхронные), какие учебные упражнения и тесты войдут в курс, какая длительность будет у него в целом и у отдельных блоков. А главное — как сделать так, чтобы учащемуся этот курс показался интересным, не слишком сложным, но и не чересчур лёгким, и действительно помог освоить нужные знания и навыки.
Какие есть модели педагогического дизайна?
В разработке обучения существует много моделей и подходов. Одни описывают сам процесс разработки (такие как ADDIE, SAM), другие помогают проектировать логику обучения (например, «Цикл Колба», 4C/ID, обучение «от успеха», «от проблемы», «от вызова» и так далее). Также есть модели, помогающие спроектировать мотивацию на курсе (например, модель SSDL или ARCS-V).
Самой популярной моделью процесса проектирования обучения считается ADDIE. Это аббревиатура от английских слов Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation — анализ, проектирование, разработка, реализация, оценка. Каждое слово обозначает этап в процессе проектирования.
SAM (Successive Approximation Model) означает последовательную модель приближения. Она предполагает, что процесс разработки идёт малыми шажками, а программа обучения запускается итерациями (частями). SAM основывается на принципах гибкой разработки (Agile), которые также легли в основу подхода Agile Learning Design (ALD). Наверное, всё это применяется только в неформальном обучении, вроде онлайн-курсов? В школах и вузах же педагогического дизайна нет?
Смотря какие школы и вузы. Сфера формального образования сейчас тоже переживает большие преобразования. Связано это и с новыми задачами в меняющемся мире, и с новыми условиями обучения (в том числе с цифровизацией), и с особенностями новых поколений. Поэтому педагогический дизайн сейчас нужен в любом сегменте образования, где обучение ориентируется или перестраивается на современные принципы. Например, в вузах внедряют педдизайн. В передовых школах — тоже, но пока преимущественно в частных. В целом это, скорее, вопрос ресурсов и гибкости подходов.
Визуализация
Термин «визуализация» происходит от латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный. Наглядность в обучении способствует восприятию предметов и изучаемых процессов, формирует представления об объективной действительности, и вместе с тем предлагает анализировать и обобщать воспринимаемые явления в связи с учебными задачами.
Термин «визуализация информации» впервые был предложен в работе Робертсона, Гарда и Макинлея в конце 80-х годов прошлого века, чтобы описать представление абстрактной информации средствами визуального интерфейса.
Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач:
обеспечение интенсификации обучения;
активизации учебной и познавательной деятельности;
формирование и развитие критического и визуального мышления;
развитие зрительного восприятия;
передача знаний и распознавания образов;
повышение визуальной грамотности и визуальной культуры.
Роль визуализации в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности учащегося, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.
Особенно выросла роль визуализации в связи с активным развитием информационных технологий. Мы не успеваем не только усваивать, но порой даже бегло ознакомиться с потоком информации, приходящим к нам через Интернет. И именно средства визуализации облегчают восприятие и помогают нашему мозгу справляться с обработкой сотен терабайт данных.
Многочисленные исследования подтверждают, что:
- 90 % информации человек воспринимает через зрение;
- 70 % сенсорных рецепторов находятся в глазах;
- около половины нейронов головного мозга человека задействованы в обработке визуальной информации;
- на 17 % выше производительность человека, работающего с визуальной информацией;
- на 4,5 % лучше вспоминаются детали визуальной информации;
- в 60 000 раз быстрее воспринимается визуальная информация по сравнению с текстовой;
- человек запоминает 10 % из услышанного, 20 % — из увиденного и 80 % — из увиденного и сделанного;
- человек выполняет инструкцию на 323 % лучше, если она содержит иллюстрации.
Успех визуализации напрямую зависит от того, какое выбрано средство визуализации, как его используют и как оно оформлено. При умелом использовании средства визуализации информации позволяют каждый урок сделать ярким и незабываемым.
Средства визуализации
Таймлайн Скрайбинг Интеллект-карта Инфографика
Фотоколлаж Облако слов QR-код
Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события.
Учитель может использовать ленты времени: для навигации в своем курсе; для систематизации материала; для того, чтобы продемонстрировать изменение
изучаемого объекта; в качестве контрольного мероприятия к курсу, причем как индивидуального (составить таймлайн по той или иной теме), так и группового (распределить событие по разработанным параметрам среди членов группы и создать общий таймлайн) как инструмент для отслеживания параллелей изучаемого явления, события, разработки, открытия (задав учащимся конкретный промежуток времени и предложив отобразить события, произошедшие в этот период в разных областях науки); для проверки знаний учеников(вариант заданий по заполнению пропусков на ленте и поиске места события на ней).
Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.
Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи.
Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.
Фотоколлаж как производная коллажа представляет собой произвольное соединение в одной картинке или фотографии нескольких фотоизображений, иногда даже не связанных между собой по стилю и содержанию.
QR-код — это двухмерный штрихкод, который состоит из черных и белых пикселей и позволяет кодировать до нескольких сотен символов. Это может быть обычный текст, адрес в Интернете, телефон, координаты какого-либо места или даже целая визитная карточка. Для чтения и создания QR-кодов используются различные программы.
Облако слов или тегов (англ. tag cloud, word cloud, wordle) — это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т.п. Можно взять любой текст и с помощью специальных программных средств превратить его в облако слов. Например, задание «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст.
Узнать о том, что представляет собой визуализация информации, с помощью каких инструментов (конструкторов, сервисов, интернет-ресурсов) она осуществляется, как ими пользоваться и использовать их в образовательном процессе, можно по ссылке:
Геймификация
Игровые технологии всецело признаны эффективными, гибкими, подходящими для любого учебного предмета и решения практически всех воспитательно-развивающих задач.
Однако цифровая революция и приход IT-технологий диктуют свои правила, заставляя по-новому взглянуть на роль игр, в том числе видеоигр, в образовательной деятельности. Идея использования механик, действующих в играх, становится всё более популярным явлением в обучении. С новыми веяньями появился и новый термин «геймификация в образовании».
Идея геймификации и сам термин пришли в разные области человеческой деятельности из маркетинга.
Геймификация (от англ. «gamification») – мощная стратегия применения игровых механик (в том числе механик видеоигр) к неигровым активностям с целью управления мотивацией и поведением групп людей.
Под игровой механикой понимают набор правил и способов, реализующий взаимодействие учащегося и игры, учащихся между собой и обратную связь с учителем.
Основная цель геймификации в образовании – организовать учебную деятельность учащихся посредством использования игровых механик в образовательном процессе, с целью мотивации на своевременное выполнение заданий и стремление получить высокую отметку.
Очень много приемов и элементов геймификация берет из компьютерных игр.
И это не случайно, ведь треть населения планеты в них играет. Но геймификация не подразумевает создание полноценной компьютерной игры. Можно использовать лишь отдельные элементы, позволяющие модифицировать правила под учебное занятие. Для этого на уроке можно использовать доступные для учреждения образования компьютерное, интерактивное и мобильное оборудование, электронные средства обучения и др.
Синонимы: Gamification, Игрофикация, Геймизация, Новые игровые технологии.
материал с сайта http://iso.minsk.edu.by/